ул. Советских пограничников 2, тел. (8 0152) 393602
Учреждение образования
Гродненский государственный политехнический колледж
|     Быстрый доступ     |


  Педагог-социальный информирует
Профилактика девиантного поведения у подростков

Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением.

1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с подростком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения. Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствие, результата можно не получить.

4 типичные причины нарушения поведения
:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
4. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют подростку  не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
5. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
6. Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
7. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
8. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
9. Системность.
При оказании помощи подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.  Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в учебном заведении, семье и во время досуга.
10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.

Рекомендации родителям

  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  • Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  • Не ставьте на ребенке крест.
  • Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  • Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  • Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Дети учатся жить у жизни:

  • Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
  • Если  ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в    терпимости – он   учится понимать других.
  • Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
  • Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится     находить любовь в этом мире.
  • Если ребенка хвалят – он учится   быть благородным.
Успехов Вам в воспитании детей!

  Разделы
Назад
© 2007 - 2020 Учреждение образования «Гродненский государственный политехнический колледж» . E-mail:polyteh@tut.by