Идеолого-воспитательная работа / Педагог-социальный информирует
Рекомендации преподавателям по стратегии работы с различными группами учащихся во время экзаменов
С тревожными и неуверенными учащимися:
Краткая психологическая характеристика:
- Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (семинарское занятие, зачет, экзамен (устный, письменный)).
- Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, при устном ответе возвращаются к сказанному и вносят поправки-уточнения.
- При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями экзаменатора. Обычно задают много уточняющих вопросов, часто переспрашивают преподавателя, проверяя, правильно ли они его поняли.
- При выполнении индивидуального задания всегда просят посмотреть, правильно ли они его сделали.
- Манипулируют предметами: часто грызут ручку, теребят волосы или пальцы и одежду и т.д.
- Наиболее трудной стороной во время сдачи экзамена для тревожных и неуверенных студентов является отсутствие эмоционального контакта с преподавателем.
Стратегия поведения преподавателя:
Для тревожных учащихся особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого – поощрение, поддержка
- Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
- Обеспечьте ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене: это можно сделать различными невербальными способами – посмотреть, улыбнуться и т.д.
С агрессивными учащимися:
Краткая психологическая характеристика:
- Эмоциональная грубость, озлобленность, как против одногруппников, так и против экзаменатора.
- Страх перед широкими социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.
- Агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
- Нахождение по отношению к администрации факультета в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от преподавателя, принимающего экзамен.
- Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отмстить, поэтому лучше их не отвергать.
Стратегия поведения преподавателя:
- Никогда не позволяйте себе оскорблять учащегося.
- Не используйте сленг во время комментария устного ответа – это не даст ему права демонстрировать в поведении все, на что он способны.
- Избегайте открытой вопросно-ответной борьбы, так как это усугубит отношения.
- Останавливайте студента спокойно, с невозмутимым лицом во время изложения материала.
С гиперактивными студентами:
Краткая психологическая характеристика:
- Быстрые, энергичные, активные.
- Высокий темп деятельности, могут сделать множество дел за короткое время, импульсивны и порой несдержанны.
- Быстро выполняя задание, зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.
- Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
- Невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация, не расстраиваются из-за плохих оценок.
Стратегия поведения преподавателя:
- Руководствоваться основным принципом: «Сделал – проверь». Преподавателю важно подвести студента к анализу собственного ответа до его изложения.
- Не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «не торопись». Студент все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
- Создать ощущение важности ситуации экзамена. Нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты экзамена.
- Напоминать мягко и ненавязчиво о необходимости самоконтроля.
- Рассадить так, чтобы возможность с кем-то общаться у них была минимальна
Со учащимися меланхоличного типа темперамента («застревающие»):
Краткая психологическая характеристика:
- Низкая подвижность, низкая лабильность психических функций, с трудом переключатся с одного задания на другое.
- Долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких студентов начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.
- Основательны и зачастую медлительны, практически никогда не укладываются в отведенное время.
Стратегия поведения преподавателя:
- Предупредить студента о лимите времени и необходимости пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого экзаменационного задания.
- На экзамене по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким студентам переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.
- Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Со студентами «перфекционистами» и «отличниками»:
Краткая психологическая характеристика:
- Высокая успеваемость, ответственность, организованность, исполнительность.
- Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.
- Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности.
- Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.
- На экзамене возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегия поведения преподавателя:
- Скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Помочь понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.