Гродненский государственный политехнический колледж

ул. Советских пограничников 2, тел. (8 0152) 393602, e-mail: polyteh@ggpk.by

RU

/

BE
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Идеолого-воспитательная работа / Педагог-социальный информирует

Рекомендации преподавателям по стратегии работы с различными группами учащихся во время экзаменов

С тревожными и неуверенными учащимися:

Краткая психологическая характеристика:

  • Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (семинарское занятие, зачет, экзамен (устный, письменный)).
  • Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, при устном ответе возвращаются к сказанному и вносят поправки-уточнения.
  • При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями экзаменатора. Обычно задают много уточняющих вопросов, часто переспрашивают преподавателя, проверяя, правильно ли они его поняли.
  • При выполнении индивидуального задания всегда просят посмотреть, правильно ли они его сделали.
  • Манипулируют предметами: часто грызут ручку, теребят волосы или пальцы и одежду и т.д.
  • Наиболее трудной стороной во время сдачи экзамена для тревожных и неуверенных студентов является отсутствие эмоционального контакта с преподавателем.

Стратегия поведения преподавателя:

Для тревожных учащихся особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого – поощрение, поддержка

  • Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
  • Обеспечьте ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене: это можно сделать различными невербальными способами – посмотреть, улыбнуться и т.д.

С агрессивными учащимися:

Краткая психологическая характеристика:

  • Эмоциональная грубость, озлобленность, как против одногруппников, так и против экзаменатора.
  • Страх перед широкими социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.
  • Агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
  • Нахождение по отношению к администрации факультета в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от преподавателя, принимающего экзамен.
  • Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отмстить, поэтому лучше их не отвергать.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Никогда не позволяйте себе оскорблять учащегося.
  • Не используйте сленг во время комментария устного ответа – это не даст ему права демонстрировать в поведении все, на что он способны.
  • Избегайте открытой вопросно-ответной борьбы, так как это усугубит отношения.
  • Останавливайте студента спокойно, с невозмутимым лицом во время изложения материала.

С гиперактивными студентами:

Краткая психологическая характеристика:

  • Быстрые, энергичные, активные.
  • Высокий темп деятельности, могут сделать множество дел за короткое время, импульсивны и порой несдержанны.
  • Быстро выполняя задание, зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.
  • Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
  • Невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация, не расстраиваются из-за плохих оценок.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Руководствоваться основным принципом: «Сделал – проверь». Преподавателю важно подвести студента к анализу собственного ответа до его изложения.
  • Не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «не торопись». Студент все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
  • Создать ощущение важности ситуации экзамена. Нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты экзамена.
  • Напоминать мягко и ненавязчиво о необходимости самоконтроля.
  • Рассадить так, чтобы возможность с кем-то общаться у них была минимальна

Со учащимися меланхоличного типа темперамента («застревающие»):

Краткая психологическая характеристика:

  • Низкая подвижность, низкая лабильность психических функций, с трудом переключатся с одного задания на другое.
  • Долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких студентов начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.
  • Основательны и зачастую медлительны, практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Предупредить студента о лимите времени и необходимости пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого экзаменационного задания.
  • На экзамене по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким студентам переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.
  • Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Со студентами «перфекционистами» и «отличниками»:

Краткая психологическая характеристика:

  • Высокая успеваемость, ответственность, организованность, исполнительность.
  • Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.
  • Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности.
  • Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.
  • На экзамене возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Помочь понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.