ул. Советских пограничников 2, тел. (8 0152) 393602
Учреждение образования
Гродненский государственный политехнический колледж
|     Быстрый доступ     |


  Педагог-социальный информирует

Профилактика не вовлечения учащихся
в деструктивные формирования.

В настоящее время наблюдается тенденция роста различных проявлений девиантного поведения у молодежи. В основном учащиеся совершают административные правонарушения: распитие спиртных напитков в общественном месте, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, курение в общественном месте, кража, хулиганство, нарушение ПДД и т.д. Также имеют место нарушения правил внутреннего распорядка колледжа и общежития.
В связи с этим, одним из направлений работы куратора с группой является первичная профилактика, т. е. предупреждение причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия подростка.
При проведении мероприятий, направленных на профилактику, кураторам необходимо:
1.Учитывать особенности восприятия, чередовать применяемые формы, методы и средства информационно-образовательной работы.
2. Обеспечить максимальную визуализацию информации (показ видеофильма, наглядный раздаточный материал).
3. Побуждать учащихся к самостоятельному поиску, а не давать им готовые знания. Куратор должен выполнять функцию помощника в работе, одного из источников информации. Диалог с подростками должен быть открытым.
4. Обращать учащихся к социальному опыту – собственному и других людей. Наиболее действенными являются те профилактические мероприятия, где учащиеся являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса коммуникации, обмена информацией.
5. Поручать подготовленным сверстникам проведение мероприятий. Принадлежность учащихся, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
6. При проведении кураторских часов упор делать на осознание правомерности своего поведения.

Следует учитывать и тот факт, что именно в подростковом возрасте учащиеся подвержены вовлечению в различные неформальные объединения. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»— «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Основные факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности: 

  • деформация в семейных отношениях;
  •  нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
  • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
  • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, учебной группы).

Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения  в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:

  • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
  • переживание собственной неуспешности;
  • трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
  • отсутствие позитивных жизненных целей;
  • неумение взаимодействовать с окружающими;
  • неустойчивость эмоциональной сферы.

Существуют разные виды молодежных субкультур, куда могут быть вовлечены подростки.
Музыкальные субкультуры

Металлисты – это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы. Типичная мода среди металлистов: длинные волосы у мужчин, чёрный цвет в одежде, кожаная мотоциклетная куртка «косуха», банданы, кожаные штаны. Известна давняя связь культуры металлистов с культурой байкеров. В отличие от других субкультур, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки.
Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное). Стандартной панковской прической считается “ирокез” – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками. Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.
Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, при этом у панков скорее это “мир все равно плох, и ничего ему не поможет”. Панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами.
Субкультура хип-хопа (Рэпперы, брейк-дансеры, графиттеры). Мода хип-хопа имеет ряд характерных особенностей: свободная, спортивного стиля одежда, массивные украшения (цепи). Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (рэперы) и ритма. Другим направлением хип-хопа является изобразительное искусство, которое носит название граффити. В рамках хип-хопа развивается также спортивное направление. К нему, в первую очередь, можно отнести роллеров (любителей роликовых коньков), скейтбордистов, (горный велосипед, или маунтинбайк) и т.д
Рэйверы – (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возник в США и Великобритании. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, “экстази”. Принятие галлюциногенов с целью “расширения сознания” стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.

 

Субкультуры с особым мировоззрением

Байкеры – любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни и души. Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, а в СССР проникло 1980-х годах. Внешний вид байкеров: бандана, «косуха» или кожаная мотокуртка, кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для байкеров характерно объединение в клубы. Ещё одним немаловажным проявлением байкерской субкультуры являются байк-шоу, байкслеты, мотошоу. В среде байкеров наиболее распространенными являются такие музыкальные направления как рок, хард-рок, метал, блюз.
Го?ты – представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века. Для готической субкультуры характерны следующие черты: специфический мрачный имидж, интерес к готической музыке, фильмам ужасов и мистике. Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, металлические украшения с символикой готической субкультуры, и характерный макияж.
Хиппи – философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Хиппи проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Для хиппи типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи. Среде хиппи распространено курение гашиша. Совместное проживание (коммуны) – отличительная черта хиппи. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок, в частности, группу "Аквариум", этническую музыку разных народов. Для представителей движения характерно внедрение в костюм этнических элементов. На руках хиппи любят носить «фенечки», а на голове поверх длинных волос с прямым пробором посредине – особую ленту – «хайратник». Известна любовь хиппи к цветам (одно из самоназваний «дети цветов») и к хождению босиком. Несмотря на закат хиппи-движения, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира.
Эмо – молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Выражение эмоций – главное правило для эмо-кидов (приверженцев субкультуры эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, чувственное мироощущение. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах, традиционная причёска (косая, рваная чёлка до кончика носа). Противники субкультуры считают, что эмо культивирует депрессию, пропагандирует самоубийство.
Спортивные субкультуры.

Парку?р – это искусство перемещения и преодоления препятствий, основанное группой французов. Главной идеей паркура является принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Паркур получил широкую известность после выхода фильмов «Ямакаси», «Тринадцатый район», а также российского фильма «Дерзкие дни».
Футбольные фанаты – Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Данная субкультура характеризуется участием в футбольном хулиганстве. Основное средство отличия фанатов – шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи.
Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. В структуру клуба входит группировка «правых», которые удерживают контроль над всем сообществом. В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. “Правые” выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков (“волну” и т.д.), но также и командовать “военными действиями” – битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из “Правых”. В состав группировок, устраивающих драки, могут входить скинхеды.

Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодежные объединения способны оказать на  детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние.
Особое внимание следует уделить группировке фанатов спортивных клубов. Большое количество подростков в настоящее время входит в группировку фанатов. Столкновения между фанатами нередко приводят к задержанию сотрудниками милиции, что влечет за собой административную ответственность, постановку на учет в ИДН несовершеннолетних учащихся.
О своих взглядах неформалы, как правило, не кричат. Только наблюдение за воспитанниками, их поведением, одеждой, общением и т.п. позволит выделить их из общей массы.
Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп.
Важным является сбор информации. Представителем какой субкультуры является? Насколько глубоки его убеждения или это обычное позерство? Наносят ли его взгляды угрозу психологическому состоянию коллектива, личному самочувствию и здоровью? Почему он приял эту субкультуру? Какова позиция родителей по отношению к этому увлечению? В зависимости от полученной информации организуется взаимодействие с ребенком.
Деятельность по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения  должна вестись по трем основным направлениям:
- общая воспитательная работа с обучающимися;
- профилактическая работа с группой риска;
- коррекционно-педагогическая работа с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях.
Принципиальным является формирование у обучающегося  критической позиции по отношению к субкультуре, к которой он себя относит.  В данном случае педагогам  следует предложить детям задуматься, но не давать нравоучительных рекомендаций.
Профилактическая работа, как правило,  включает проведение разнообразных диспутов и дискуссий с учащимися («Выбираю круг общения», «Что мы знаем о современных неформальных объединениях», «Неформалы: путь к себе или…», «Субкультура: «За» и «Против»).
Целесообразна организация деловых игр с целью выявления интересных и социально-значимых занятий: «Мой мир со знаком плюс и минус», «Свобода и ответственность», проведение воспитательных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения, круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения, проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся.
Следует также знакомить молодежь с широким спектром возможностей учреждений дополнительного образования, вовлекать в разнообразную досуговую деятельность с учетом их персональных особенностей и склонностей.
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.
Решение данной проблемы будет  более успешным при  комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с куратором, родителями, другим значимым социальным окружением  подростков.
Также подростки подвержены влиянию группировок экстремистской направленности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь  от 04.01.2007 № 203-З «о противодействии экстремизму»:
Экстремизм - деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства  по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни, связанных с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики.
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, рассовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
1) Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
2) Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.
Скинхеды. Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Наиболее характерной чертой внешности является прическа «под 0», также большие ботинки – берцы. Скинхеды проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм. В основе их идеологии – идеи национал-социализма и антисемитизма. Они ненавидят рэперов, хиппи, людей с другим цветом кожи. Что касается музыкальных предпочтений, то скины любят слушать военные гимны и марши, "металл" середины 80-х годов.

 

Педагог социальный                                                                                       А.Н. Хох

  Разделы
Назад
© 2007 - 2020 Учреждение образования «Гродненский государственный политехнический колледж» . E-mail:polyteh@tut.by