ул. Советских пограничников 2, тел. (8 0152) 393602
Учреждение образования
Гродненский государственный политехнический колледж
|     Быстрый доступ     |


  Педагог-социальный информирует

Профилактика невовлечения
учащихся в деструктивные формирования.

В Республике Беларусь существуют различные виды молодежных организаций. Их можно разделить на 3 группы:
1. конструктивные молодежные общественные объединения – объединения, деятельность которых способствует всестороннему развитию личности молодого человека. Включают в себя: зарегистрированные молодежные и детские общественные объединения; общественные объединения, определяющие в своих уставных документах приоритет работы с детьми и молодежью; студенческое самоуправление.
2. неформальные объединения – объединения молодежи по интересам.
3. организации деструктивной направленности.

Для конструктивных молодежных общественных объединений характерна социально одобряемая деятельность: 168 молодежных общественных объединений (ОО «БРСМ», ОО «БРПО» (пионеры), объединения скаутов, спасателей, историков и т.д.)

Неформальные  группы стоят в стороне от общественных проблем. Главное для подростков заключается в том,  чтобы их заметили,  выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д. Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления:  употребление,  сбыт и хранение наркотических веществ,  хищения личной и государственной собственности и т.д.  Но эти преступления не являются групповыми,  так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. (Готы, Эмо, Панки, рокеры)
В Гродненской области зарегистрированы драгрэйсинг и спортивное маневрирование; движение байкеров (клубы «Носогрог» и «Гризли»); реконструкторы (клуб «КРОМ», клуб славянских единоборств «Аридан»); рок движение (около 50 рок коллективов); хип-хоп движение (искусство граффити, рэп, Ди-Джеинг, R’n’B, Street Dance, Break Dance, скейтбордисты, роллеры, Стрит Болл, экстремальная езда на велосипедах БМХ). С 2007 года среди молодежи г. Гродно получила популярность интерактивная динамическая игра, с элементами логики и риска "Ночной город" ('Night City").
Неформалы могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций противостояния правоохранительным органам и органам власти. Деятельность абсолютного большинства самодеятельных объединений осуществляется в рамках правовых и моральных норм, однако для 6 - 9 % таких групп характерны антисоциальные проявления.

Неформальные группы выполняют ряд функций:

  • адаптируют подростка к обществу;
  • присваивают первичный статус;
  • облегчают потерю связей с родительским домом;
  • передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;
  • сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;
  • удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

Причины образования неформальных молодежных формирований:

  • Вызов обществу, протест.
  • Вызов семье, непонимание в семье.
  • Нежелание быть как все.
  • Желание утвердиться в новой среде.
  • Желание привлечь к себе внимание.
  • Неразвитая сфера организации досуга для молодежи.
  • Копирование западных структур, течений, культуры.
  • Религиозные идейные убеждения.
  • Дань моде.
  • Отсутствие цели в жизни.
  • Влияние криминальных структур, хулиганство.
  • Возрастные увлечения.

Индикаторы субкультур неэкстремистских неформальных молодежных движений
1. Собственно наименования молодежных неформальных движений и субкультур (с разными вариантами написания и распространенными ошибками), а также наименования участников данных движений: «панки», «хиппи» и т.п.
2. Специфические сленговые выражения, характерные для данных субкультур:
«рекон» (реконструктор), «нефор» (неформал), и т.п.
3. Названия музыкальных коллективов, специфичных для этих движений, как современных, существующих в рамках движения, так и ставших легендарными, например - «Джеферсон Эйрплейн» ("Jefferson Airplain"), «Джетро Талл» ("Jethro Tull") и т. д. - для хиппи;«Король и Шут», «Эксплойтед» ("The Exploited") и т.д. - для панков.
4. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в
конкретных неформальных движениях. Например: «Леннон», «Джонни» - клички, характерные для хиппи;
5. Литературные персонажи или культурные герои, авторы произведений,
характерных для конкретных субкультур: «Бодлер», «Анна Райе».
6. Названия известных групп и группировок в составе неформальных молодежных движений, например: «Княжеская дружина» - в движении реконструкторов.

Организации деструктивной направленности это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций – либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности.
К организациям деструктивной направленности относятся криминальные группы и  экстремистские неформальные молодежные группировки
Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: выяснить отношения с соседней группировкой,  совершить правонарушение, преступлении и т. п.

Самым распространенным видом криминальных групп являются ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ
Им присущи агрессивные стереотипы поведения, хотя в их действиях нет националистической подоплеки. Группировки фанатов отличаются иной идеологией: она основана на организации массовых драк с оппонентами недружественных футбольных клубов. На сегодняшний день субкультура футбольных хулиганов включает в себя не только посещение матчей, но и иные специфики: стиль одежды, музыкальные предпочтения, политическая ориентации и т. д. Склонны к хулиганству, массовым беспорядкам, вандализму, распространение наркотиков и т. д.

Экстремистские неформальные молодежные группировки
Экстремизм — негативное явление, исходящее из крайних взглядов, приверженности к крайним мерам. Проявляется в деятельности по организации, подготовке и совершению запрещенных законом общественно опасных действий или в аморальных деяниях, совершаемых с политическими, националистическими целями, или на почве расовой, религиозной вражды (ненависти).
Зачастую вовлекаемые и рядовые члены молодежных экстремистских формирований не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений. Участие в группировках воспринимается ими как приятное времяпровождение в кругу сверстников. У них нет четкого понимания о субкультуре движения. Свое влияние на них оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары, а также и лица, вовлекающие молодежь в преступную деятельность. В итоге молодые люди, не осознавая реального смысла противозаконной деятельности экстремистских молодежных формирований, становятся игрушкой в руках организаторов и лидеров этих объединений, а зачастую — их жертвой. Экстремистские молодежные организации можно подразделить на правые, левые и националистические.

СКИНХЕДЫ – УЛЬТРАПРАВОЕ КРЫЛО
Говоря о «правых скинхедах» можно отметить, что основными атрибутами их внешнего вида являются: бритая голова; тяжелая камуфляжная обувь, как правило, с белыми шнурками; высоко подвернутые джинсы; куртка типа «бомбер», клетчатая рубашка. Среди атрибутов можно так же заметить значки, нашивки, татуировки и другие внешние элементы, содержащие фашистскую символику, кельтские кресты, национальный флаг, государственную символику.
Передвигаются чаще всего группой по 5-10 человек, но можно встретить и одиночек. Днем стараются не показываться на улицах, но вечер – их время. Себя называют - фашиками, - фашистами, - нацистами, Национальным фронтом и относят к последователям Адольфа Гитлера. Он теоретик их движения. Для большинства же – теоретической основой служит небогатый набор нацистских догм: существуют - высшая раса и -недочеловеки; большинство – недочеловеков надо уничтожить, а остальных превратить в рабов; прав тот, кто сильней, и т.д.
Скинхеды и составляющие их скин-группировки — движения, представленные различными категориями: «Бритоголовые неонацисты» — в эту неформальную организацию вовлекают взрослые, преимущественно имеющие криминальный опыт. Объектами их «внимания» являются учащиеся средних и старших классов общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования.
В основе этого движения лежат политические аспекты расовой теории фашизма. Широко применяются такие методы агитации молодежи, как проведение концертов нац-групп, издание периодической литературы, создание интернет-сайтов, призывы к участию в акциях праворадикальных политических партий. Деятельность членов экстремистских организаций, а особенно скинхедов, носит ярко выраженный уголовный характер: хулиганство, вандализм, массовые беспорядки, умышленное причинение вреда здоровью, убийство и др.

АНТИФАШИСТЫ (СКИНХЕДЫ – УЛЬТРАЛЕВОЕ КРЫЛО)
Антифашисты - ультралевое крыло скинхедов. Основными представителями являются: красные скинхеды (red skins). Возникли как реакция на появление фашистских и националистических неформальных молодежных организаций, как открытое противостояние любым формам фашизма и нацизма. Некоторые представители являются членами группировок футбольных хулиганов. Внешние признаки схожи с атрибутами правых скинхедов. Основными отличиями являются наличие красных шнурков на ботинках и красных подтяжек на брюках, широко используется символика коммунистической партии СССР. Однако принципиального отличия от «правых скинхедов» при выражении своей принадлежности и «заявлении обществу о себе» это сообщество не имеет.

Индикаторы субкультур экстремистских сообществ:
1. Специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии), изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.
2. Специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания, имеющие отношение к какой-либо экстремисткой идеологии: «фашист», «нацист» и т.п.
3. Специфические уничижительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности : «жид», «черномазый», «чурка» и т.п.
4. Специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований: «русофоб», «ZOG», «общечеловеки», «шафки» (именно через «ф») и т.п.
5. Специфические нумерологические символы, обозначающие словосочетания
«Хайль Гитлер!» (88!) и «Адольф Гитлер!» (18!). 
6. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях. Например: «Лимонов», «Талакин», и т.п.
7. Использование специфических кличек при написании интернет-материалов:
«Фюрер», «Геринг» и т.п.
8. Именные наименования существующих экстремистских группировок:
«Сварожичи», «Русский кулак», «Green bombers» и т.д.

Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства, как эмансипация. Эмансипация - стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье или невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях. Расчет лидеров и организаторов экстремистских формирований один: увлечь, удовлетворить возрастную потребность молодого человека в самоутверждении, желании быть принятым в кругу себе подобных и понятных по духу, настроениям и переживаниям. При этом используется стремление молодежи ко всему необычному, неординарному, новому.

Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные формирования:

  • правовое просвещение учащихся;
  • организация декад правовых знаний;
  • просмотр видеофильмов  соответствующей тематики, проведение  круглых столов, тематических семинаров, тренингов;
  • приглашение сотрудников правоохранительных органов;
  • проведение  воспитательных часов, направленных на формирование толерантности;
  • воспитательные мероприятия, направленные на повышение роли семьи  в жизни ребенка;
  • мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и подростков;
  • организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн);
  • экскурсии в музеи и.т.д.
  • организация досуговой занятости;
  •  

Деятельность должна быть направлена на формирование неприятия насилия как такового, формирование негативного образа экстремистских формирований.

  Разделы
Назад
© 2007 - 2020 Учреждение образования «Гродненский государственный политехнический колледж» . E-mail:polyteh@tut.by