Гродненский государственный политехнический колледж

ул. Советских пограничников 2, тел. (8 0152) 393602, e-mail: polyteh@ggpk.by

RU

/

BE
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Идеолого-воспитательная работа / Педагог-социальный информирует

Факторы риска жестокого обращения с детьми
Родители

Родители, избивающие своих детей, характеризуются как им­пульсивные, незрелые, ригидные, родители-тираны или хронически агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стал подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при зло­употреблении детьми. Большинство родителей, жестоко обращаю­щихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Прослежена сильная связь между физическим насилием и алко­голизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в се­мьях, среди которых было 35% алкоголиков. Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встре­чаются лица с акцентуированным характером. По данным Табакова М. П. среди насильников наиболее часты психопаты — 49,7%, оли­гофрены — 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы — 63%. Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышен­ная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компуль-сивные реакции). Существует концепция фрустрации — агрессии, которая разраба­тывалась многими зарубежными авторами. Фрустрация, стресс, ко­торые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение. А. Басе указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсив­ность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раз­дражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкуль­турные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве слу­чаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удов­летворения.

Типы сексуального насилия в семье

Отец-дочь.

Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он об­ращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина. Агрессивно-доминантные отношения в семье: жена и дочь изо­лированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональ­ной поддержки и эмоционального признания от жены. Жена доминирует — муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию. В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве до­статочно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не­способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным от­ношениям отца и дочери.

Отец-сын.

Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отно­шениях с противоположным полом; отец не был уверен в своей сек­суальной ориентации; отец был жертвой инцеста в детстве.

Мать-сын.

Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психи­ческих нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для со­вершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют:

  • Социально-ролевой барьер — стереотипный сексуальный агрес­сор — это мужчина.
  • Психологический барьер — материнский инстинкт глубже отцов­ского.

Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия.

В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо­сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы по­лового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

Дети в роли обидчиков

Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий ро­дительского воспитания обидчиков. Родители обидчиков склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чув­ство привязанности к своей семье. На поведение ребенка не накла­дываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Семья склонна к теле­сным наказаниям или яростным эмоциональным вспышкам.

Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбу­димые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (АОНВ), нару­шению поведения, агрессии, формированию поведения «ломающе­го правила».

Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий обще­ства в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказыва­ются неспособными к эмпатическому пониманию других детей (не умеют сопереживать, вчувствоваться). Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекват­ным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него форми­руется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способ­ности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивно­сти в критических ситуациях.

Значительное число исследований подтверждает, что существен­ное отрицательное влияние на развитие детей оказывают наблюда­емое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах.

Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения -это неравенство силы. Далее, в противоположность распространен­ному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряжен­ными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими.

Итак, признаки обидчика:

  • дразнит, высмеивает, толкает;
  • физически сильнее, чем сверстники;
  • любит, чтобы признавалось его превосходство над другими;
  • импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный;
  • проявляет слабую эмпатию по отношению к другим;
  • ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.);
  • отставание сверстников по количеству оконченных классов.

Особую опасность, как источник распространения преступности, имеют так называемые «группы риска». В них отчетливо проявляют­ся особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретают потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией. В действиях таких групп нарас­тает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных «групп риска» организованной преступности.- Согласно фактологическим данным, большинство случаев же­стокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражитель­ность младенца часто приводят к уменьшению привязанности мате­ри к нему. В то же время из наблюдений исследователей выяснилось, что младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны.

Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении, требуют за собой специального ухода, что может раз­дражать их родителей. Эти дети занимают большое место в статисти­ке физического жестокого обращения.

Дети с физическими и психическими отклонениями также уязви­мы для злоупотребления. Дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обреме­нительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими ро­дителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.

Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно рас­ценивать как провоцирующее.

Дети-жертвы, как правило, обладают меньшей физической си­лой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствитель­ны и пассивны.

Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, об­ладают слабыми социальным опытом и поддержкой.

Итак, черты жертвы:

  • подвергается высмеиванию;
  • подвергается толчкам, пинкам;
  • попадает в драки, которых старается избежать;
  • его вещи отнимают или уничтожают;
  • у него наблюдаются «необъяснимые» порезы и порванная одежда;
  • исключается из групп сверстников;
  • выбирается для игр последним;
  • держится вблизи от учителя.

Повышенная виктимность подростков, прежде всего, объясня­ется их физиологическими, психологическими и социальными осо­бенностями, определяющими большую вероятность для них стать объектом посягательства. К этим особенностям, создающим боль­шую уязвимость подростков, относятся:

  • Чувства неравенства и несправедливости, которые возникают из-за того, что одни подростки развиваются более ускоренно в этот период, а другие с некоторым опозданием.
  • Беспомощность из-за того, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но в то же время он не стал еще взрослым человеком. Физиологическое развитие в этот период намного опережает спо­собности, возможности и готовность подростка вступать в более. У взрослые отношения. С одной стороны, взрослые предъявляют к подростку повышенные требования, видя в нем более взрослого че­ловека, с другой стороны — не разрешают ему поступать как взрос­лому. Отсюда появляется взаимное недоверие родителей и ребенка.
  • Недоверие со стороны взрослых. Если с подростком что-то слу­чится, ему могут не поверить. Большее доверие сверстникам, чем взрослым. Подражание поведению определенных групп, являю­щихся в этот период большим авторитетом, чем родители.
Воздействие среды

Существует ряд средовых системных факторов, которые влияют на развитие притесняющего поведения у молодых людей. К ним от­носятся патологические особенности родителей, антисоциальное поведение в семье, недостаток семейных ресурсов, которые давали бы родителям время и энергию эффективно взаимодействовать со своими детьми. Супружеские конфликты, родители-одиночки, низ­кие доходы или плохое соседское окружение, социальные нормы, которые допускают агрессию и насилие, — все может способствовать развитию притесняющего поведения, хотя следует указать, что не во всех семьях с такими нарушенными моделями поведения, которые были описаны выше, дети отличаются склонностью к насилию.

Таким образом, все перечисленные факторы способствуют уменьшению заботы о ребенке и созданию личности, которая в од­них ситуациях является жертвой (когда есть кто - то, кто сильнее), и в других ситуациях — обидчиком (когда есть кто-то, кто слабее).

Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия пар­тнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, со­стоящий из трех фаз. Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за рабо­ты, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балан­сировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь. Острое насилие — всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина не может отвергать, что они имеют на нее сильное влияние. Однако женщина обычно заранее чувствует приближение такой ситуации, и с ее приближением растут страх и депрессия. Но тем не менее острое насилие существует потому, что мужчина выбирает насильственный способ отношений. После этого обычно наступает отрицание серьезности инцидента, обращения в милицию, за медицинской помощью. На этой стадии женщине не­обходимо помочь осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать - уйти из дома, укрыться, позвать на помощь друзей. «Медовый месяц». В этом периоде мужчина может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять женщину в том, что это она спровоцировала на­силие. В этот период женщина счастлива, верит, что этот человек изменится. Это время, когда женщине труднее всего уйти, но необ­ходимо помнить, что, однажды случившись, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным усилением.- Часто таким обаятельным и обольстительным поведением обла­дают мужчины, имеющие психопатические черты характера, то есть склонные к импульсивности и агрессивности, а также злоупотребля­ющие алкоголем или наркотиками. Сначала они привлекают будущую жертву своим обаянием, ждут, пока женщина будет достаточно сильно привязана или влюблена, и потом начинают «проверять на прочность». Единственный способ «перевоспитать» мужа-алкоголика — это уйти от него. В надежде вернуть жену, многие мужья бросают пить и начинают бороться с собственной агрессивностью. Обычно они это делают самостоятельно, либо обратившись к психологу. Семейный терапевт А.Я. Варга пишет о том, что люди от взрос­лого до ребенка легко могут оказаться в ситуациях, связанных с на­силием. Так, она описывает кросскультурный брак — муж русский, жена американка. Однажды муж дал пощечину жене. Жена решила с ним развестись, и мало того, посадить его в тюрьму за физическое насилие. Жили бы они в Америке, так бы она и сделала. В России у нее это не вышло. В милиции очень смеялись, а муж сказал: «Ты еще глупее, чем я думал. У нас в семье это обычное дело. Папа маму бил, и я свою первую жену поколачивал». Против развода муж не возражал, обиделся за то, что в тюрьму жена хотела его посадить. А вот еще знакомый сюжет. Муж требует от жены секса. Если она от­кажет, то будет скандал. Ссора на несколько дней. Жена соглашает­ся. Занимается с мужем любовью по принуждению и не знает, что является жертвой супружеского насилия. Ребенок плохо себя ведет. Его нашлепали. Родители скажут: «Мы его учили». На самом деле по отношению к ребенку было осуществлено физическое насилие. Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. Не дома, так в школе кричали, пугали угрозами страшными. Нормальная ситуация развития наших детей сопровождается та­ким эмоциональным насилием чуть ли не каждый день. Между тем стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального на­силия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия. Под руководством А.Я. Варги была выполнена курсовая работа на кафедре психологии и педагогики педвуза. Среди студентов проводился опрос: какое самое неприятное школьное воспоминание. Оказалось, что у большинства самое непри­ятное воспоминание - это крик учителя. Причем не важно, кричал ли учитель на тебя или на твоего одноклассника. Одинаково травматич­но быть жертвой или свидетелем насилия. Любое систематическое на­силие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются пост­травматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наибо­лее заметными признаками постстрессового расстройства являются симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на со­бытие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, запла­кать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, не с реальным насилием. Небитый ребенок просто удивится. Симптомы повышен­ной возбудимости - это самые малые признаки постравматического стрессового расстройства, которые могут вызываться бытовым наси­лием любого рода. Есть, однако, еще одно следствие опыта насилия, которое в каком-то смысле страшнее вышеперечисленных. Пере­житое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе, о том, чего он стоит в этой жизни, по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, сексуально ис­пользуют и т.д., то ребенок уверяется в том, что ничего лучшего он и не стоит, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Надо сказать, что такая же логика есть и у взрослых жертв насилия. Они всегда спрашивают себя: «Почему это случилось со мной?» В случайных, иррациональных, жестоких и несправедливых событи­ях люди стараются найти логику и смысл: возмездие за грехи, соб­ственное неправильное поведение, вроде провокации насилия, и не­кое ощущение своей общей мерзости, которая и есть причина про­изошедшего. У ребенка низкая самооценка приводит к тому, что он перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху. Где и почему люди учатся насилию? В первую очередь — в соб­ственной семье и потом уже в обществе. Минимальные последствия насилия — чувства вины и стыда, сниженная самооценка, посттрав­матический стресс, депрессия, страхи и ночные кошмары. Итог формирование личности с нарушенными границами, способной на насилие, различные правонарушения.

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской неком­мерческой организации в 1998 г. проведшие ис­следование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращение насилия в семье», так определили понятия « на­силие» и «жестокое обращение с ребенком»:

Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали,
  • ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

  • ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
  • использовали для запугивания свой рост, возраст,
  • на него кричали,
  • угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

  • религиозной организации,
  • суда,
  • милиции,
  • школы,
  • спецшколы для детей,
  • приюта,
  • родственников,
  • психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие если используют для этого изо­ляцию:

  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослы­ми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • используют его в качестве доверенного лица,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег,
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:

  • используя свои привилегии, обращаются с ребенком, как со слу­гой, с подчиненным,
  • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителя­ми, опекунами,
  • ребенка перебивают во время разговоров.