Идеолого-воспитательная работа / Педагог-социальный информирует
Факторы риска жестокого обращения с детьми
Родители
Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители-тираны или хронически агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стал подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.
Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков. Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. По данным Табакова М. П. среди насильников наиболее часты психопаты — 49,7%, олигофрены — 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы — 63%. Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компуль-сивные реакции). Существует концепция фрустрации — агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение. А. Басе указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкультурные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.
По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.
Типы сексуального насилия в семье
Отец-дочь.
Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина. Агрессивно-доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Жена доминирует — муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию. В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается неспособной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.
Отец-сын.
Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом; отец не был уверен в своей сексуальной ориентации; отец был жертвой инцеста в детстве.Мать-сын.
Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют:
- Социально-ролевой барьер — стереотипный сексуальный агрессор — это мужчина.
- Психологический барьер — материнский инстинкт глубже отцовского.
Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия.
В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психосексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.
Дети в роли обидчиков
Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков. Родители обидчиков склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Семья склонна к телесным наказаниям или яростным эмоциональным вспышкам.
Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.
Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (АОНВ), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения «ломающего правила».
Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей (не умеют сопереживать, вчувствоваться). Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.
Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывают наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах.
Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения -это неравенство силы. Далее, в противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими.
Итак, признаки обидчика:
- дразнит, высмеивает, толкает;
- физически сильнее, чем сверстники;
- любит, чтобы признавалось его превосходство над другими;
- импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный;
- проявляет слабую эмпатию по отношению к другим;
- ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.);
- отставание сверстников по количеству оконченных классов.
Особую опасность, как источник распространения преступности, имеют так называемые «группы риска». В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретают потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией. В действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных «групп риска» организованной преступности.- Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей выяснилось, что младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны.
Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении, требуют за собой специального ухода, что может раздражать их родителей. Эти дети занимают большое место в статистике физического жестокого обращения.
Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно расценивать как провоцирующее.
Дети-жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны.
Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой.
Итак, черты жертвы:
- подвергается высмеиванию;
- подвергается толчкам, пинкам;
- попадает в драки, которых старается избежать;
- его вещи отнимают или уничтожают;
- у него наблюдаются «необъяснимые» порезы и порванная одежда;
- исключается из групп сверстников;
- выбирается для игр последним;
- держится вблизи от учителя.
Повышенная виктимность подростков, прежде всего, объясняется их физиологическими, психологическими и социальными особенностями, определяющими большую вероятность для них стать объектом посягательства. К этим особенностям, создающим большую уязвимость подростков, относятся:
- Чувства неравенства и несправедливости, которые возникают из-за того, что одни подростки развиваются более ускоренно в этот период, а другие с некоторым опозданием.
- Беспомощность из-за того, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но в то же время он не стал еще взрослым человеком. Физиологическое развитие в этот период намного опережает способности, возможности и готовность подростка вступать в более. У взрослые отношения. С одной стороны, взрослые предъявляют к подростку повышенные требования, видя в нем более взрослого человека, с другой стороны — не разрешают ему поступать как взрослому. Отсюда появляется взаимное недоверие родителей и ребенка.
- Недоверие со стороны взрослых. Если с подростком что-то случится, ему могут не поверить. Большее доверие сверстникам, чем взрослым. Подражание поведению определенных групп, являющихся в этот период большим авторитетом, чем родители.
Воздействие среды
Существует ряд средовых системных факторов, которые влияют на развитие притесняющего поведения у молодых людей. К ним относятся патологические особенности родителей, антисоциальное поведение в семье, недостаток семейных ресурсов, которые давали бы родителям время и энергию эффективно взаимодействовать со своими детьми. Супружеские конфликты, родители-одиночки, низкие доходы или плохое соседское окружение, социальные нормы, которые допускают агрессию и насилие, — все может способствовать развитию притесняющего поведения, хотя следует указать, что не во всех семьях с такими нарушенными моделями поведения, которые были описаны выше, дети отличаются склонностью к насилию.
Таким образом, все перечисленные факторы способствуют уменьшению заботы о ребенке и созданию личности, которая в одних ситуациях является жертвой (когда есть кто - то, кто сильнее), и в других ситуациях — обидчиком (когда есть кто-то, кто слабее).
Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия партнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, состоящий из трех фаз. Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь. Острое насилие — всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина не может отвергать, что они имеют на нее сильное влияние. Однако женщина обычно заранее чувствует приближение такой ситуации, и с ее приближением растут страх и депрессия. Но тем не менее острое насилие существует потому, что мужчина выбирает насильственный способ отношений. После этого обычно наступает отрицание серьезности инцидента, обращения в милицию, за медицинской помощью. На этой стадии женщине необходимо помочь осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать - уйти из дома, укрыться, позвать на помощь друзей. «Медовый месяц». В этом периоде мужчина может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять женщину в том, что это она спровоцировала насилие. В этот период женщина счастлива, верит, что этот человек изменится. Это время, когда женщине труднее всего уйти, но необходимо помнить, что, однажды случившись, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным усилением.- Часто таким обаятельным и обольстительным поведением обладают мужчины, имеющие психопатические черты характера, то есть склонные к импульсивности и агрессивности, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками. Сначала они привлекают будущую жертву своим обаянием, ждут, пока женщина будет достаточно сильно привязана или влюблена, и потом начинают «проверять на прочность». Единственный способ «перевоспитать» мужа-алкоголика — это уйти от него. В надежде вернуть жену, многие мужья бросают пить и начинают бороться с собственной агрессивностью. Обычно они это делают самостоятельно, либо обратившись к психологу. Семейный терапевт А.Я. Варга пишет о том, что люди от взрослого до ребенка легко могут оказаться в ситуациях, связанных с насилием. Так, она описывает кросскультурный брак — муж русский, жена американка. Однажды муж дал пощечину жене. Жена решила с ним развестись, и мало того, посадить его в тюрьму за физическое насилие. Жили бы они в Америке, так бы она и сделала. В России у нее это не вышло. В милиции очень смеялись, а муж сказал: «Ты еще глупее, чем я думал. У нас в семье это обычное дело. Папа маму бил, и я свою первую жену поколачивал». Против развода муж не возражал, обиделся за то, что в тюрьму жена хотела его посадить. А вот еще знакомый сюжет. Муж требует от жены секса. Если она откажет, то будет скандал. Ссора на несколько дней. Жена соглашается. Занимается с мужем любовью по принуждению и не знает, что является жертвой супружеского насилия. Ребенок плохо себя ведет. Его нашлепали. Родители скажут: «Мы его учили». На самом деле по отношению к ребенку было осуществлено физическое насилие. Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. Не дома, так в школе кричали, пугали угрозами страшными. Нормальная ситуация развития наших детей сопровождается таким эмоциональным насилием чуть ли не каждый день. Между тем стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия. Под руководством А.Я. Варги была выполнена курсовая работа на кафедре психологии и педагогики педвуза. Среди студентов проводился опрос: какое самое неприятное школьное воспоминание. Оказалось, что у большинства самое неприятное воспоминание - это крик учителя. Причем не важно, кричал ли учитель на тебя или на твоего одноклассника. Одинаково травматично быть жертвой или свидетелем насилия. Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, не с реальным насилием. Небитый ребенок просто удивится. Симптомы повышенной возбудимости - это самые малые признаки постравматического стрессового расстройства, которые могут вызываться бытовым насилием любого рода. Есть, однако, еще одно следствие опыта насилия, которое в каком-то смысле страшнее вышеперечисленных. Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе, о том, чего он стоит в этой жизни, по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, сексуально используют и т.д., то ребенок уверяется в том, что ничего лучшего он и не стоит, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Надо сказать, что такая же логика есть и у взрослых жертв насилия. Они всегда спрашивают себя: «Почему это случилось со мной?» В случайных, иррациональных, жестоких и несправедливых событиях люди стараются найти логику и смысл: возмездие за грехи, собственное неправильное поведение, вроде провокации насилия, и некое ощущение своей общей мерзости, которая и есть причина произошедшего. У ребенка низкая самооценка приводит к тому, что он перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху. Где и почему люди учатся насилию? В первую очередь — в собственной семье и потом уже в обществе. Минимальные последствия насилия — чувства вины и стыда, сниженная самооценка, посттравматический стресс, депрессия, страхи и ночные кошмары. Итог формирование личности с нарушенными границами, способной на насилие, различные правонарушения.
Эту информацию должны знать взрослые и дети
Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации в 1998 г. проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращение насилия в семье», так определили понятия « насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:
Над ребенком совершено насилие, если:
- его истязали,
- ему нанесли побои,
- его здоровью причинили вред,
- нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.
Ребенка запугивали, если:
- ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
- использовали для запугивания свой рост, возраст,
- на него кричали,
- угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:
- религиозной организации,
- суда,
- милиции,
- школы,
- спецшколы для детей,
- приюта,
- родственников,
- психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие если используют для этого изоляцию:
- контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
- унижают его достоинство,
- используют обидные прозвища,
- используют его в качестве доверенного лица,
- при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
- ребенка стыдят,
- используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
- не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег,
- взрослыми растрачиваются семейные деньги.
- ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
- угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),
- угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
К ребенку взрослые относятся жестоко, если:
- используя свои привилегии, обращаются с ребенком, как со слугой, с подчиненным,
- отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами,
- ребенка перебивают во время разговоров.