Гродненский государственный политехнический колледж

ул. Советских пограничников 2, тел. (8 0152) 393602, e-mail: polyteh@ggpk.by

RU

/

BE
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Идеолого-воспитательная работа / Профилактика суицида

Рекомендации педагога-психолога родителям учащихся

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители.

Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнивать только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

Подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

При возникновении хотя бы двух признаков обратиться за консультацией к специалисту – психологу!

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер!

Рекомендации педагога-психолога педагогам

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются и нарушения межличностных отношений среди сверстников, необходимо принять меры:

  • По формированию коллективов групп.
  • Нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
  • Оптимизации учебной деятельности учащихся.
  • Вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности.
  • Организации самоуправления колледжа.
  • Формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
  • Вселять у подростков уверенность в свои силы и возможности.
  • Внушать им оптимизм и надежду.
  • Проявлять сочувствие и понимание.
  • Осуществлять контроль за поведением подростка и анализировать его отношения со сверстниками.
  • Строить взаимоотношения с учащимися на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
  • За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Направления работы педагога-психолога по профилактике депрессии и суицидов:

  • проводит с подростком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся,
  • помогает разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими,
  • обучает навыкам саморегуляции умениям преодоления стресса,
  • оказывает подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, колледжа, друзей и т.д.,
  • при необходимости включает подростка в группу социально-психологического тренинга,
  • проводит психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

При наличии суицидального поведения психолог:

  • снимает психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,
  • уменьшает психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,
  • формирует компенсаторные механизмы поведения,
  • формирует адекватное отношение к жизни и смерти ребенка.
Рекомендации педагога-психолога зависимым

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Вся информация, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому, находится в